Національний кінопортал KINOKOLO.UA

Фотобанк

"Вічне світло незаплямованого розуму"

Енциклопедія

"Богдан Ступка, актор"

Народився - с. Куликів, Львівська обл. 1961 - Закінчив студію при Львівському театрі.

Крамниця



Новини

16.08.2013 11:12

Ностальгические фильмы про Великий Немой

Чарли Чаплин в своем фильме "Новые времена" (1936)

Жак Тати в собственном фильме "Оскар, чемпион по теннису" (1932)

смотреть кино

Знаменитым среди них был Чарли Чаплин, который не сдавался до конца тридцатых годов. Но не только он ... Попутно назовем имя прославленного француза Жака Тати, который хоть и вводил в свои фильмы звук и диалог, однако эти последние были лишь частью выразительных средств, с помощью которых характеризовались герои. А больше всего Тати любил пластические гэги - визуально красноречивые и парадоксальные в своей основе.

Вторая волна ностальгии по Большим Немым началась в семидесятые годы ХХ века вместе с модой на ретро. И эта ностальгия распространялась по всему миру. В американском кино одним из ее идеологов и практиков стал синефилам Питер Богданович, который ностальгии по прошлому кинематографа посвятил не одну ленту. Самая примечательная из них называется «Никельодеон», и в ней говорится о нескольких молодых людей, которые попадают в водоворот киноиндустрии начала ХХ века. Это было то время, когда кинематограф стремительно развивался, когда были сделаны революционные открытия в тематике и выразительных средствах этого новейшего вида искусства.

 

Богданович воспроизводит несколько классических сцен немого кинематографа, в частности, эпизод проезда куклуксклановцы с зажженным крестом через кукурузное поле из славного фильма Гриффита «Рождение нации». В варианте Богдановича этот эпизод скорее комический, чем величественный или зловещий, как в оригинале. Собственно, ностальгия по Большому Немым очень часто имеет иронийний или даже пародийный оттенок.

 В Советском же Союзе родоначальником подобного кино стала лента Никиты Михалкова «Раба любви», действие которой продолжается конце десятых годов ХХ века на юге тогдашней Российской империи. В центре повествования - звезда немого кино Ольга Воскресенская, как бы находится одновременно в двух мирах - кинематографическом и реальном. Эти миры сначала дополняют друг друга, впоследствии начинают конфликтовать, а через некоторое время конфликт перерастает в антагонизм.

 

Немое кино в «Рабе любви» символизирует эпоху, стремительно уходит. Это эпоха рафинированных чувств, изысканного наряда и изящных женщин. На смену ей приходят новые времена, которые явно будут намного проще. Очертания будущего пока в тумане, потому что взгляд авторов скорее обращен в прошлое, чем в будущее. В финале фильма Воскресенская оказывается в пустом вагоне трамвая без вожатого, и трамвай несет ее в неизвестность. Именно этот образ можно считать классическим воплощением ретро-кино по-советски, которое всегда склонялось к определенной идеализации прошло.

Третья волна ностальгии по Большим Немым пришла в начале нового тысячелетия и вращается не просто вокруг определенных кинематографических направлений или школ, но и конкретных произведений и кинематографистов. Одной из самых интересных картин на эту тему есть ретро-хоррор «Тень вампира», который был создан в 2000 году. Здесь речь идет о съемки знаменитой ныне фильма «Носферату. Симфония ужаса », которая вышла на экраны в 1922 году. По сюжету, ее режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, одержимый реализмом, находит истинного вампира и, в обмен на главную героиню, предлагает ему сняться в своем фильме.

Конечно, перед нами легенда, и она откровенно ностальгический привкус, ведь ставит в центре повествования не очень распространен сегодня образ одержимого кинематографиста, который для фильма готов жертвовать человеческими жизнями.

Лента стала эталонной в жанре альтернативных биографий кинематографистов, которые с тех пор фильмуються довольно часто. И примером новейшего воплощения может быть фильм «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, что тот рассказывает о жизни и кинематограф Жоржа Мельеса.

Главным героем картины является маленький мальчик, сирота, которому после смерти отца пришлось жить Вокзальная часах. Он крадет детали у владельца вокзальной лавочки игрушек, чтобы починить роботон, механическую игрушку, подарувану ему отцом. Через некоторое время мальчик узнает, что владельцем магазина является сам Жорж Мельес, один из славных пионеров кинематографа, выдающийся новатор, о котором в то время помнили бы киноисторику.

 

В этом фильме Скорсезе создал определенный универсальный портрет кинематографиста, что тот одержим новым видом искусства, видит его потенциал и направляется настойчиво к своей мечте. И именно кино здесь представлено как воплощение мечты, как удивительный сон наяву, как продолжение магии.

Ночью с 30 июня на 1 июля в аргументе-КИНО - лента «Артист», одна из крупнейших кинематографических сенсаций позапрошлого года. Естественно, как представитель третьей волны ностальгии по Большим Немым, этот фильм объединяет все предыдущие, потому что рассказывает одновременно и о любви к немому кинематографу, и творит свою историю в стилизованной манере тогдашнего кино.

Пожалуй, следует подчеркнуть, что речь идет прежде всего о стилизации, то есть произвольное смешивание средств немого кинематографа, который на протяжении тридцати лет своей эволюции существенно менялся.

Как и многие другие картины на похожую тему, «Артист» - это одновременно история амбициозного автора, который никак не может совпасть по времени со своей эпохой, и история любви, которая только и может его вылечить от творческого кризиса. Кроме того, перед нами еще и очень остроумная и трогательная история, в которой большое значение имеют другопланови сюжетные линии, персонажи, а также сама фактура. Это истинное признание в любви к кинематографу, который открывает перед создателем фактически безграничные возможности трансформации действующей реальности и создание реальности новой.




Новини