Національний кінопортал KINOKOLO.UA

Фотобанк

"Вічне світло незаплямованого розуму"

Енциклопедія

"Богдан Ступка, актор"

Народився - с. Куликів, Львівська обл. 1961 - Закінчив студію при Львівському театрі.

Крамниця



Новини

21.06.2013 13:30

Метаморфозы Альмодовара

Испанский кинорежиссер Педро Альмодовар теме внешних и внутренних преобразований посвятил не один фильм. Фактически, он это делал с первых своих картин, часто держались на травести и определенной неопределенной идентичности - и культурной, и половой, и социальной. Среди причин - довольно своеобразная идентичность самого Альмодовара - одного из главных представителей мадридской богемы, которая ярко заявила о себе в конце семидесятых годов прошлого века, в конце долгого и довольно нетолерантного к нетрадиционным формам человеческого поведения политического режима генерала Франко.

Сам Альмодовар говорит, что просто не замечал Франко и его культурной политики. Более того, он сознательно вывел себя за скобки не только действующего в стране официоза, но и тогдашних кинематографических правил и норм. Его кино - принципиально эклектичное, сознательно сшитое из разнообразных жанровых клише, культурных и художественных кодов, которые часто выглядят вполне совместимы, однако отлично работают и создают незабываемый художественный и эмоциональный эффект.

Кинокритика, кинообзоры

1987 Альмодовар снимает принципиальное для себя фильм «Закон желания», в которой рассказывает историю эгоцентрика-кинорежиссера, тот слишком строг к самому себе и окружающих, чтобы быть счастливым. Частично, перед нами автопортрет Альмодовара, который также предпочитает контролировать и эстетический процесс на съемочной площадке, и жизнь своих близких за его пределами.

«Закон желания» также фильмом, где страсть, желание, доверие и одержимость не просто переплелись, но и создали причудливый узор, в котором каждое из этих чувств ежесекундно может измениться на свою противоположность. В этой истории иррациональном желанию, которое ведет героев, разрешено все, желание может принимать самые неожиданные формы, вести к нарушению писаных и неписаных законивиа правил, однако оно фактически невменяемым в своей чистоте.

Следующие ленты Альмодовара, так или иначе, но придерживаться эстетической программы, заложенной в «Законе желания». Каждый из героев его фильмов никогда не является неизменной константой, он обязательно должен пройти этапы внешней и внутренней трансформации, найти в себе скрытые резервы, измениться, чтобы подняться на другой уровень взаимодействия с собой и миром. Ярким примером таких трансформаций может быть лента «Живая плоть», которая рассказывает довольно сложную историю о двух полицейских, а также влюбленного и закомплексованного подростка и наркоманку, которые встретились одного рокового вечера в Мадриде.

Следствием этой встречи стало стрельба и паралич полисмена, который впоследствии становится известным парабаскетболистом и женится на той самой бывшей наркоманкой. Среди других последствий - тюремное заключение молодого человека и со временем новая встреча всех этих героев за несколько лет назад. Оказалось, что роковой выстрел был случайным, и вообще стрелял другой, и героев объединили в прошлом и соединят в будущем непростые, но очень интенсивные отношения. 

Альмодовар, который сам написал сценарий этого фильма, умело выстраивает сюжет, каждый раз добавляя новых элементов, создающих грандиозную и амбивалентную картину человеческих страстей.

В конце девяностых годов прошлого века Альмодовар снимает одну из лучших своих картин, которая будет обозначать зрелость этого кинематографиста и станет важной для него и с эстетической, и с личного досмотра. Также эта лента получит «Оскар» как лучший иноязычный фильм и сделает из режиссера фактически классика мирового кино. Речь о картине «Все о моей матери», которая также демонстрирует невероятные трансформации героев и удивительные трансформации материнского чувства.

В центре повествования - смерть шестнадцатилетнего Эстебана, молодого писателя и театрала, который погибает на глазах у своей матери Мануэлы. Тяжело переживая свое горе, Мануэла отправляется из Мадрида в Барселону на поиски отца своего сына.

Это путешествие станет дорогой воспоминаний, испытаний и примирения, что нужно, чтобы продолжать жить. Альмодовар отнюдь не стремится утешить своих героев, кормя их иллюзиями, наоборот, он сталкивает персонажей фильма с непредсказуемостью бытия, слабостью человеческой природы и непрочность счастья.

2002 Альмодовар снимает картину «Поговори с ней» - один из своих правдивых шедевров, которые подают не просто трансформацию героев и их чувств, а добавляют к ним тайну, находится где-то между словом и молчанием, сном и действительностью, фильмом и реальностью. 

Картина рассказывает о любовных отношениях между двумя парами, которые выглядят для постороннего глаза довольно странно. В этих парах женщины находятся в коме, в то время, как мужчины ищут способы пробиться к своим любимым. В центре же повествования оказывается медбрат Бениньо, у которого своя философия относительно такого общения.

И изменения в этой картины, внутренние трансформации не особо поддаются рационализации и каком-то измерению. В финале ленты из двух предыдущих пар рождается третий и это рождение это как особое чувство, как гостеприимно открыты двери, по которым на героев ожидает неизвестное будущее.

Ночью с 16 на 17 июня в 00:20 в аргументе-КИНО - предпоследняя по времени лента Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу».

Это очень парадоксальная и в чем-то даже болезненная история, доказывающая эстетические принципы этого сценариста и кинорежиссера до определенного предела, за которым происходит полный распад художественной формы. В этом фильме внутренние и внешние трансформации настолько скрыты, что фактически невидимы. До самого финала сюжет тщательно скрывает свои тайны, перевоплощения - свои подробности, а герои - истинное лицо.

То же время, эта картина, как уже было сказано, является своеобразным возвращением к истокам, потому что здесь воплотились не только древние сюжеты, однако вернулся один из лучших актеров Альмодовара - Антонио Бандерас, который в свое время добавил фильмам этого режиссера неслыханного градуса чувственности. С этой точки зрения интересна трансформация самого Бандераса, который с привлекательного юноши переродился в упорной и рационального ученого, который ведет тот же закон желания.




Новини